Непомнящих Марина Викторовна воспитатель МДОУ №86
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию проект «Моя семья», который был организован и проведен в нашем саду в 2010 году в подготовительной группе «Солнышко», в рамках инновационной площадки «Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей у детей дошкольного возраста». Проект награжден дипломом за инновационный подход к укреплению детско-родительских отношений, на выставке образовательных проектов «Инновация – 2011» (25.03.2011) Томского государственного педагогического университета. |
Актуальность:
Семья – самое главное в жизни каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. В семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Проект «Моя семья» поможет разным поколениям лучше узнать друг друга, а воспитателям позволит привлечь как можно больше к участию родителей. Целью такого взаимодействия является формирование единого воспитательно-образовательного пространства «детский сад – семья», от которого выигрывают все – ребенок, родители, педагоги.
Проблемные вопросы:
· Что такое семья?
· Зачем человеку нужно знать свою родословную?
· Что такое семейные традиции?
· Как организовать совместное общение с родителями, чтобы было интересно всем?
· Как помочь детям, оставшимся без попечения родителей?
Цель:
· Привлечение родителей к нравственно-патриотическому воспитанию детей, через сохранение семейных традиций.
Задачи:
1. активизировать родителей к совместной работе по реализации проекта «Моя семья»;
2. способствовать сплочению и единению представителей разных поколений;
3. познакомить детей с понятиями «генеалогическое древо», «семейные традиции»;
4. привлечь родителей к участию в городском проекте «Наш общий день рождения».
Вид проекта:
· исследовательски-творческий;
· совместно с семьями воспитанников;
· продолжительность: с 1.04.2010г. по 1.05.2010г. (месяц)
Участники проекта:
· дети подготовительной группы «Солнышко»;
· семьи воспитанников;
· воспитатели группы;
· учитель-логопед.
Предполагаемый результат:
1. участие родителей в мероприятиях: «Мастер класс: изготовление скворечника с участием папы», «Мастер-класс: стряпаем и печем жаворонков»; театрализованное развлечение «Пасхальные игры»,
2. привлечение родителей к игре в КВН в роли игроков;
3. в процессе работы над проектом у воспитанников формируется понятия о родословной своей семьи, родственных отношениях, семейных традициях. В процессе поиска совместно с родителями дети учатся составлять свое генеалогическое дерево;
4. в сотрудничестве с семьями воспитанников сбор подарков для детей, оставшихся без попечения родителей.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА (Приложение 1)
Игровая деятельность:
· сюжетно-ролевые игры: «Дочки-матери», «Семейные хлопоты»;
· дидактические игры: «Мой дом», «Профессии», «Мой распорядок дня»;
· инсценировка сказки «Репка»;
· «Пасхальные игры» играем в «Горелки», «Катание яиц», «Эстафета с яйцом». (Приложение 2)
Познавательно-исследовательская деятельность:
· составление генеалогического древа семьи с помощью родителей;
· Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о семье (Приложение 3).
Коммуникативная деятельность:
· серия бесед «Моя мама», «Моя семья. Семь – Я», «Моя семья. Мои помощники»;
· чтение и обсуждение художественной литературы о семье, заучивание стихов о семье;
· «Раскроем тайну пословиц» совместное обсуждение смысла пословиц и поговорок, о маме, о семье;
· развлечение «Цветок семейного счастья».
Продуктивная деятельность:
· оформление поздравительных открыток, для детей оставшихся без попечения родителей;
·
изготовление «Древа группы», состоящее из ветвей, плодов в виде яблок, где помещены фотографии детей, воспитателей и младшего воспитателя;
· рисование «Я и моя семья»;
· изготовление «Цветка семейного счастья», состоящего из семи лепестков: родство, любовь, забота, здоровье, веселье, дружба, увлечение.
Совместная деятельность с родителями:
· Мастер-класс: «Изготовление скворечника с участием папы Данилы Величковского»;
· Мастер-класс: «Стряпаем и печем жаворонков с участием мамы Кирилла Головина»;
Цель этих мероприятий показать детям разность ролей в семье и значимость как мужской, так и женской роли. Папа – хозяин семьи, строитель – его инструменты в доме это: молоток, дрель, отвертка. Мама – хранительница домашнего очага, поддерживает уют в доме и заботится о вкусном и здоровом питании членов семьи.
· Театрализованное развлечение «Пасхальные игры». Задача рассказать детям о семейных традициях, которые складываются в каждой семье. Мама Артемы Колтакова рассказала ребятам, как встречают праздник «Пасхи» в их семье.
· Интеллектуальная игра «КВН». Игру подготовила и провела учитель-логопед Л.Н. Остапенко. (Приложение 4)
Клуб семейных и находчивых доставляет радость старшим дошкольникам, формирует интерес к теме игры, является эффективным средством закрепления пройденного материала, способствует умению сообща работать в коллективе сверстников, развивает ответственность и находчивость детей. Для родителей игра дает возможность лучше узнать своего ребенка, поскольку они видят его в другой, новой для себя обстановке. Игра «КВН» способствует сплочению и единению представителей разных поколений.
· Составление генеалогического древа своей семьи. У воспитанников формируется понятия о родословной своей семьи, родственных отношениях, семейных традициях. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Участие в городском проекте «Наш общий день рождения»:
Цель: собрать подарки и поздравить детей с днем рождения, живущих в детских домах. Задача этого этапа дать возможность ребенку соприкоснуться с действительностью мира, самому поучаствовать в деле (помочь родителям выбрать игрушку, приготовить своими руками поздравительную открытку, для детей). Данное направление наталкивает ребенка оценить свою значимость в мире, мы наводим его на мысль, что он и его помощь нужны людям.
Продукт проектной деятельности: проведение КВН совместно с родителями; проведение костюмированного мероприятия «Пасхальные игры»; изготовление «Древа группы»; репортаж по телевидению «Поздравление с днем рождения детей детского дома».
Рефлексия: развлечение «Цветок семейного счастья». (Приложение 5)
Презентация проекта: оформление выставки «Моя семья», куда вошли рисунки детей «Я и моя семья», генеалогические древа семей.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2010.
2. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
3. Научно-методический журнал для педагогов и родителей от А до Я, № 3, 2008г.
Ссылки:
www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru
http://littlhuman.ru