Из опыта работы
Сохранение психического здоровья ребенка в пред адаптационный период
Прохорова Г.В.
Старший воспитатель
МДОУ №86 г.Томска
В наше время о садике начинают задумываться, едва малыш появится на свет. Но о периоде адаптации взрослые не задумываются, многие считают, что их ребенок самого начала может пребывать в детском саду целый день. А адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах. Только нам обычно лишь видна надводная часть айсберга, а это поведение ребенка. Но и поведение приводит родителей в смятение. А если бы взрослые знали, что творится в организме и душе ребенка, когда он впервые идет в детский сад, то навряд ли отдали б его когда-то в этот новый детский коллектив. В нем он постоянно как под током сильного нервно-психического напряжения, не прекращающегося ни на минуту. Он на грани стресса или в полной мере ощущает стресс.
Если бы вам удалось сравнить одним и тем же методом исследования всю силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты б вас ошеломили. Они были бы просто идентичны. Представляете... у малыша и космонавта... Адаптация к обычному организованному коллективу и неординарный космический полет... Да, конечно, очень трудно в это вам поверить. Пусть не верится, но это факт. Факт, который хоть немного объясняет, почему ребенок "развивается назад".
Если выраженность стресса велика, у ребенка, очевидно, будет срыв, и он, по-видимому, заболеет. Срыв, как правило, свидетель неблагоприятной или же тяжелой адаптации у малыша. Значит, адаптация бывает легкой и тяжелой.. Как сделать так, чтобы ребенок ходил в садик с удовольствием?
Одним из приоритетных направлений нашего дошкольного учреждения является сохранение физического и психического здоровья детей. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работая в рамках инновационного проекта «Сотрудничество детского сада и семьи по созданию условий для развития общих и специальных способностей у детей» применяли новые формы работы с родителями. Одной из эффективных форм работы с семьей, выделяем «Сопровождение ребенка и родителей в пред адаптационный период».
Основными задачами является:
-Формировать позитивный настрой у детей и родителей на детский сад;
-Снижать эмоциональное напряжение и тревогу у детей и родителей;
-Просвещать родителей по вопросам подготовки ребенка к посещению детского сада;
-Проводить первичное речевое обследование ребенка.
«Сопровождение ребенка и родителей в пред адаптационный период» используется в детском саду на протяжении трех лет. Знакомство с семьей начинается с того времени, когда родители приходят с путевкой в детский сад, это за 2-3 месяца до посещения детского сада. Наверное, каждый родитель волнуется о том, понравиться ли малышу в детском саду. Примут, полюбят ли его педагоги таким, какой он есть, любимый и неповторимый. Для установления сотрудничества с семьей с первого знакомства работники дошкольного учреждения показывают свою заинтересованность в этой семье. При первом знакомстве заведующий беседует с родителями и, приглашая на комплекс мероприятий, дает приглашение:
Уважаемые родители!
С целью улучшения адаптации Вашего ребенка к детскому саду, приглашаем Вас, посетить комплекс мероприятий, организованный администрацией и педагогами детского сада №86
02 июня в 10.00 приглашаем на:
-Экскурсию по детскому саду, где Вы познакомитесь с воспитателями и групповым помещением (заведующий Надежда Геннадьевна Болбот, старший воспитатель Галина Владимировна Прохорова),
-Музыкально- игровое событие (музыкальный руководитель, Лариса Николаевна Гофман),
-Консультацию учителей – логопедов (Лина Леонтьевна Бардакова, Лариса Николаевна Остапенко)
03 июня в 17.00
По вопросу адаптации Вашего ребенка к детскому саду с вами встретится психолог,
кандидат психологических наук Галина Борисовна Черевач.
Будем очень рады встрече с Вами!
Кроме приглашения, родителям предлагается брошюра «На пороге детского сада…», подготовленная педагогом – психологом, в которой родители могут познакомиться с рекомендациями по подготовке ребенка к адаптации к детскому саду:
-Беседы о детском саде;
-Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад;
-Как надо вести себя родителям с ребенком, когда он впервые начинает посещать детский сад;
-Предлагается список литературы.
В назначенное время дети и родители приходят и знакомятся с детским садом: медицинским кабинетом, кабинетами узких специалистов, пищеблоком, прачечной, музыкальным залом, зимним садом, групповыми помещениями. Дети имеют возможность побывать и поиграть в группе, которую они будут посещать, посмотреть спальню, туалет, приемную. Дети с удовольствием осматривают игрушки, играют в настольные игры, осваивают групповое пространство. В этот день происходит первое знакомство с воспитателями. В детском саду ребенок учится общаться не только с другими детьми, но и со взрослыми. До начала школьного возраста родители, конечно, остаются единственными по-настоящему авторитетными взрослыми в жизни ребенка. Но опыт общения с воспитателями в детском саду помогает ребенку в дальнейшем избежать трудностей в установлении отношений со школьными учителями. Малыш узнает, что помимо мамы есть и другие взрослые, к мнению которых нужно прислушиваться, а иногда и просто подчиняться.
Музыкально – игровое событие, которое проводит музыкальный руководитель, позволяет детям побывать в музыкальном зале и во время игры вместе с родителями ненадолго стать музыкантом. Музыкальные инструменты позволяют детям отвлечься от тревоги и почувствовать радость общения с музыкой. Присутствие родителей помогает детям успокоиться. Родители, видя, что их детей ждут в детском саду, положительно настраиваются на дошкольное учреждение.
Встреча с психологом дает возможность родителям обсудить волнующие вопросы, услышать важные рекомендации по подготовке ребенка к детскому саду. Консультации проходят как коллективные, так и индивидуальные. С первых дней родители знают, что им готовы оказать в детском саду профессиональную психологическую поддержку.
В настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы по предупреждению речевых нарушений у дошкольников логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений не специального типа. В комплекс мероприятий по адаптации входит и обследование детей учителем – логопедом. В присутствии родителей учителя – логопеды определяют, нуждается ли ребенок в коррекционных занятиях. Заполняют дневники первичного обследования, после чего родителям даются рекомендации, например: обратиться к психоневрологу или ограничиться дома комплексом упражнений,.. Таким образом коррекционная работа начинается с того времени, когда ребенок еще не посещает детский сад. Такая форма работы, как «Сопровождение ребенка и родителей в пред адаптационный период», находит положительный отклик у родителей и
снижает уровень тяжелой степени адаптации у детей.